Позиция — основное положение ног и рук в хореографии

Из основных позиций образуется множество других танцевальных положений. Балетные позиции выполняются в положении стоя, при этом все мышцы собраны, живот втянут, ягодицы подобраны, осанка прямая. С исполнения позиций в медленном темпе начинается обучение хореографии. В классическом балете все позиции ног выстраиваются выворотно, en dehors (с фр. — «наружу»), при этом ноги должны быть вывернуты по всей своей длине, начиная с бёдер и заканчивая стопами.

Позиции ног

5 «открытых» позиций классического танца строго регламентированы и выполняются при предельно выворотном положении ног. Во всех позициях вес тела распределяется равномерно на обеих ногах.

I позиция

Пятки вместе, носки врозь, ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.

II позиция

Стопы разведены в стороны и расположены на одной прямой линии, расстояние между пятками равно длине стопы или превышает её.

III позиция

Одна нога располагается впереди другой, ступни прилегают одна к другой, при этом пятка одной ноги соприкасается с серединой ступни другой (то есть одна стопа наполовину закрывает другую). III позиция широко используется в историко-бытовом танце, также с этой позиции начинается изучение азов классического танца: постепенно, с развитием выворотности и укреплением мыщц, учащиеся переходят к исполнению движений из V позиции.

IV позиция

Одна нога располагается впереди другой, при этом пятка одной ноги находится напротив носка другой; расстояние между стопами равно длине стопы или превышает её. В западной школе эта позиция обозначается как IV скрещенная (croisé), в отличие от IV открытой, при выполнении которой обе пятки находятся на одной линии.

V позиция

Одна нога располагается впереди другой, ступни плотно прилегают друг к другу, при этом пятка одной ноги соприкасается с носком другой. Эта позиция также называется sus-sous (с фр. — «над-под»).

В XX веке педагог и балетмейстер Серж Лифарь начал использовать для положений стоп такие обозначения, как шестая и седьмая позиции:

VI позиция

Пятки вместе, стопы соприкасаются внутренней стороной. Эта невыворотная позиция также обозначается как параллельная или I прямая.

VII позиция

Широкая IV позиция, выполненная на полупальцах, пальцах или стоя на каблуках. Существует два варианта VII позиции — в зависимости от того, правая или же левая нога находится впереди.

 

Кроме выворотных (открытых) классических позиций, существуют выстраиваемые из них прямые (параллельные) и закрытые позиции, которые широко используются в академическом характерном, народно-сценическом и современном танцах.

 

Позиции рук

Основная позиция рук: кисть рук расслаблена, большой с указательным пальцы параллельны, остальные сближены, но при этом свободны, не вплотную. Переводы рук из позиции в позицию в координации с направлением взгляда и наклоном головы называются port de bras (от фр. porter — носить, переносить).

Французская балетная школа пользовались семью позициями рук в закруглённом (фр. arrondi) и удлинённом (фр. allongé) виде. Они определялись так:

  • Первая позиция рук: руки опущены вниз и округлены, ладони направлены вверх.
  • Вторая позиция рук: руки из первой позиции плавно поднимаются до уровня живота, плечи свободно опущены вниз.
  • Третья позиция рук: руки из второй позиции плавно поднимаются вверх над головой, кисти сохраняют балетную позицию.
  • Четвертая позиция: одна рука во второй позиции (на уровне живота), другая рука в третьей позиции (над головой).
  • Пятая позиция: одна рука в третьей позиции, другая — прямая, чуть в стороне от корпуса.
  • Шестая позиция: одна рука остаётся возле корпуса, другая плавно опускается вниз, во вторую позицию.
  • Седьмая позиция: обе руки разведены в стороны, образуя от локтя до запястья полукруг.

 

Агриппина Ваганова в своём фундаментальном для русской балетной школы труде «Основы классического танца» определяла всего три основные позиции рук:

I позиция рук

— округлённые руки подняты на уровне диафрагмы;

II позиция рук

— разведены в стороны на уровне плеч;

III позиция рук

— подняты над головой.

Эта схема в три позиции рук является основной в современном отечественном классическом балете.

 

 

Классический балет таким образом современными словарями определяется исходя из основных пяти позиций ног и трёх позиций рук.