Танцевальный словарь

словарь балетных и танцевальных терминов

франц., букв. - арабский

Одна из основных поз классического танца, отличие которой — поднятая назад нога с вытянутым (а не согнутым как в позе attitude) коленом.

В русской школе классического танца приняты четыре вида Arabesque I и II — ноги в положении efface.

В I Arabesque - рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперёд, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз. Корпус слегка наклонён, но спина вогнута (это относится и к другим видам Arabesque). Во II Arabesque — вперёд направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины. Голова повёрнута к зрителям. III и IV — ноги в положении croise. В III Arabesque — соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперёд, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону. В IV Arabesque — впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развёрнут спиной к зрителю.

Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Arabesque исполняется на вытянутой ноге, в plie, на полупальцах, на пуантах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Позу можно бесконечно варьировать. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы, направленности взгляда влечёт за собой преображение выразительной сути Arabesque (напр., в балетах Ж.Коралли и Ж.Перро, М.И.Петипа и Л.И.Иванова, М.М.Фокина, Ю.Н.Григоровича).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

Энциклопедия танца:

Балетные позиции       — Словарь терминов