франц., букв. - танец втроём
Одна из разновидностей классического ансамбля, включающая трёх участников. Как и другие формы ансамбля, Pas de trois имеет каноническую структуру: вступление (entree), adagio, вариации каждого из участников, общая кода (coda). Однако, в отличие от pas de deux, несущего в основном действенные драматургические функции Pas de trois, как правило, в балетах 19 в. имело дивертисментный (вставной) характер. В нём обрисовывались преимущественно не главные герои, а их друзья и окружение, среда действия, эмоциональная атмосфера и др. ("Пахита", балетмейстера М.И.Петипа, "Океан и две жемчужины" — "Конёк-Горбунок", Pas de trois из 1-го акта "Лебединого озера" — оба балетмейстер А.А.Горский).
Стремясь к усилению действенности хореографии, современные балетмейстеры при постановке классических спектаклей порой вводят в Pas de trois главных героев ("Лебединое озеро", балетмейстер Ю.Н.Григорович). В современном балете каноническая форма Pas de trois почти не встречается (в форме Pas de trois балетмейстер В.И.Вайнонен поставил "Танец пастушков" в "Щелкунчике", 1934), обычно же танцевальные трио строятся более свободно, в зависимости от характера действия (Данила, Катерина, Хозяйка Медной горы — "Каменный цветок", Сергей, Валентина, Виктор — "Ангара" в постановке Григоровича, и др.).
Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981